Славяне
Начиная с VIII - IX вв. земли вдоль Москвы-реки были заселены славянскими племенами кривичей и вятичей. Археологи отмечают, что смена дьяковской культуры на позднейшие славянские произошла бесконфликтно и незаметно. В одних и тех же городищах культурные слои с «дьяковскими» предметами сменяются заведомо славянскими без перерывов и «зольных горизонтов», которые обычно являются свидетельствами нашествий и штурмов. То ли дьяковцы были прямыми предками вятичей и кривичей, то ли они мирно и охотно приняли пришельцев - носителей новой, более развитой культуры.
По расположению многочисленных курганов кривичей и вятичей видно, что именно здесь, в бассейне Москвы-реки, на протяжении нескольких веков проходила граница расселения двух крупных племенных союзов. Погребальные обряды, орудия труда, оружие и предметы быта у этих племен очень похожи. И самое надежное различие между захоронениями кривичей и вятичей заключается ... в женских украшениях.
У вятичей женщины были большими любительницами наряжаться. Причем так, чтобы их нельзя было спутать ни с кем. Они носили височные кольца (вплетались в волосы у висков) особой формы - в виде полукружия с семью лучами, своеобразные шейные обручи-гривны, оригинальные решетчатые перстни. Только они использовали шаровидные бусы из горного хрусталя.
Дамы-кривичанки были скромнее. Их основным украшением также были височные кольца, но незатейливой формы - в виде маленьких браслеток.
По этому признаку современные археологи и провели «кривическо-вятическую» границу через верховья Москвы-реки, по ее левобережью и верховьям Клязьмы (приблизительно в 40 км к северу от Кремлевского холма).
Здесь проходит и граница двух основных групп диалектов современного русского языка - «окающие» к северу, а «акающие» к югу от нее. И сегодня, спустя века, пройдя через войны и переселения, внимательно вслушавшись, можно уловить разницу в говоре на улицах Сергиева Посада и Волоколамска с одной стороны. Серпухова и Коломны - с другой.
|