Покровское-Рубцово (Пионерский) и Юркино
Покровское-Рубцово (Пионерский)
На высоком берегу Малой Истры находится старинная вотчина Нащокиных. От построек того времени осталась Покровская церковь (восстанавливается). Небольшой, простой формы храм (1745 - 1748) в стиле барокко интересен своим лепестковым планом. Пристроенные в XIX веке колокольня и трапезная скупыми формами позднего классицизма изменили внешнее убранство здания.
Через дорогу в заброшенном парке стоит красивый, но такой же заброшенный усадебный дом. Возведенный в первой половине XIX века, он впоследствии был существенно перестроен. Реконструкция на рубеже XIX ~ XX столетий, когда имение принадлежало С.Т. Морозову, придала скромному особняку, объединенному с флигелем, новый масштаб и пышное убранство - по проекту архитектора И.В. Жолтовского торцы здания были оформлены красивыми портиками с верандами, интерьеры выполнены в 1900 году Ф.О. Шехтелем (сильно пострадали от пожара 1999 года). Из хозяйственных построек, обнаружить которые непросто, наибольший интерес представляют жилой флигель, каретный сарай и конюшня.
В 1911 -1913 гг. на выделенной З.Г. Морозовой части усадебной территории на противоположном берегу Малой Истры по заказу Г.А. Коротаевой был построен двухэтажный корпус санатория.
На 63-м км шоссе дорога уходит влево на Мансурово, где в селе Петрово восстанавливается Никольская церковь (1853 -1875), увенчанная массивным световым барабаном, контрастирующая с изящной колокольней.
Юркино
Несколько в стороне от села, рядом с дорогой находится удивительный памятник - храм Рождества Христова, возведенный в начале XVI века. Выверенные пропорции, высокий барабан, увенчанный шлемовидной главой придают небольшому зданию монументальный вид. Последующие перестройки скрывают древнее позакомарное покрытие и ряд кокошников вокруг барабана. В лаконичной обработке храма ощущается влияние форм итальянского Возрождения - терракотовый фриз с богатым орнаментом (сохранился с одной стороны) придает памятнику особую уникальность. Приоткрыв железную дверь, можно увидеть сохранившиеся росписи и прикоснуться к святой древности.
|