|
Николо-Урюпино
Расположенная в стороне от суеты основной трассы бывшая усадьба Николо-Урюпино встречает тишиной и умиротворением. В 1621 году эти земли были пожалованы князьям Одоевским, а уже в середине XVII столетия на левом берегу реки Липки стояла деревянная церковь и «двор вотчинников с деловыми людьми, да три двора крестьянских, в них три человека».
В1664 -1665 гг. владелец Урюпина князь Н.И. Одоевский возвел на месте прежней каменную Никольскую церковь, а двор перенес на противоположный берег запруженной речки, где позднее возникла усадьба. Восстановленный в значительной степени силами прихожан Никольский храм отличают самобытные черты – к основному объему примыкают четыре придела, повторяющие в миниатюре облик главного храма. Фасады и кокошники украшены поливными изразцами, что придает зданию нарядный облик. У стен храма сохранился усадебный некрополь.
В 1774 году имение приобрел Н.А. Голицын, владелец соседнего Архангельского. При Голицыных в усадьбе был создан великолепный архитектурный ансамбль, одним из авторов которого, как предполагают, был французский архитектор де Герн. Главный усадебный дом (1809 -1811) построен крепостными мастерами. Протяженный, с массивным фронтоном, он часто перестраивался, отчего облик здания сильно исказился. Наружные стены здания украшали барельефы на античные сюжеты. Перед домом находился квадратный пруд с «островом уединения», где ранее стояла скульптурная группа «Три грации».
Одной из лучших построек являлся Белый домик (1776 - 1778) - одноэтажный, с колоннами перед лоджией павильон, который называли «подмосковным Трианоном». С большим мастерством был создан регулярный парк - липовые аллеи, романтические Руинные ворота (утрачены), ведущие в сад, дамба запрудившей речку Липку плотины...
Ныне в Никольской церкви возобновлена служба. Главный дом в заросшем парке почти полностью разрушен. Некогда великолепный Белый домик, куда может войти каждый, встречает пустыми глазницами окон. Но еще можно увидеть остатки центрального Золотого зала с каминами, карнизы тонкой лепки, удивительные росписи по золотому фону в технике гризайль, выполненные по рисункам Ф. Буше.
|
|