|
«Приют комедианта», Театр «Особняк» и Формальный театр
Приют комедианта
Пятнадцать лет назад маленький театр, созданный актером Юрием Томошевским, ютился в подвале на Малой Морской. Ставили там симпатичные моноспектакли. Пять лет назад театр получил здание бывшего кинозала на Садовой, где можно было создавать нечто более габаритное, чем моноспектакли Томошевского. В результате администрация рассорилась с актером-основателем, который претендовал на роль ведущего постановщика. Теперь «Приют» возглавляет директор Виктор Минков, а сам театр стал государственной антрепризой - здание финансируется городом, но постоянной труппы не имеет. «Приют» пока никак не может найти равновесия между коммерческими и художественными задачами. В его репертуаре - и откровенно дилетантские развлекательные поделки, и самые настоящие драматические спектакли. К числу последних можно отнести «Беспокойное танго» и «Гамлета» питерского режиссера и замечательного педагога Вениамина Фильштинского (это он выучил «ментов» и «агентов» Хабенского, Пореченкова, Трухина и часть молодых звезд мдт), а также «Вечного мужа» Петра Шерешевского.
Театр «Особняк» - Союз правых театров
Маленькое помещение клуба ветеранов стало театром лет десять назад. Возглавляет его актер Дмитрий Подносов. «Союз правых театров» - не политический манифест, а невинная игра слов: «Театр всегда прав». В «Особняке» часто выступают маленькие профессиональные и любительские театры-студии. Иногда их спектакли идут сутками поп-стоп. Крошечное пространство поневоле должно было стать местом для театральных экспериментов, и их за короткую историю «Особняка» было немало. Зрителей сажали за стол и кормили тут же приготовленными котлетами в «Счастливых днях», а в спектакле «Зеленые щеки апреля» на сцене выстраивали миниатюрную Александринку. Теперь в моде проекты для продвинутых зрителей: «Активная сторона бесконечности» (по текстам Кастанеды) и пьеса Клима «Я... Она... Не Я и Я», а также «Lexicon» по «Хазарскому словарю» Павича.
Формальный театр
Самому известному авангардному театру Петербурга - 10 лет. Первые зрители помнят, как приходилось преодолевать заснеженные пустыри на окраине города, в районе Ржевки-Пороховых, чтобы увидеть то, чего увидеть было нельзя ни в одном другом театре города: «Лысую певицу», «Петербург» Белого, «Розенкранц и Гильденстерн мертвы». Этот радикальный театр давал пищу для размышлений и профанам, и профессионалам. Потом труппу Андрея Могучего приютил «Балтийский дом», на сцене которого был показан спектакль «Орландо Фуриозо», смесь авангарда и средневекового площадного действа. На малой сцене «Балтийского дома» Могучий поставил один из
лучших своих спектаклей - «Школу для дураков» Саши Соколова. Однако наметившаяся самостоятельность «Формального театра» вызвала протест у руководства «Балтдома» - труппе Могучего пришлось уйти. Сегодня театр, хорошо известный на Западе, обладатель многочисленных театральных призов (в том числе - Эдинбургского фестиваля, битефа, «Золотой маски»), не имеет своего помещения.
|
|