|
БДТ и Театр-фестиваль
Большой драматический театр им. Г.А. Товстоногова (БДТ)
Здание построено на участке графов Апраксиных в 1878 году (архитектор Фонтана). На рубеже веков здесь располагался Суворинский театр, а в 1919 году, при непосредственном участии Максима Горького и Александра Блока, главного идеолога и первого здешнего завлита, был создан бдт. Три десятилетия подряд театр возглавлял Георгий Товстоногов. Именно благодаря его усилиям была собрана уникальная труппа, в которую входили Смоктуновский, Борисов, Юрский, Басилашвили, Фрейндлих, Толубе-ев, Лебедев, Копелян, Доронина и Лавров, а сам бдт долгие годы был для местной интеллигенции настоящим эстетическим оазисом. После смерти Товстоногова в 1989 году театр возглавил актер Кирилл Лавров. Театр, лишенный направляющей режиссерской руки, преимущественно сосредоточился на охранительных задачах (режиссер Темур Чхеидзе, чьи постановки сейчас составляют наиболее достойную часть репертуара, решительно отказался от поста худрука). В результате бдт разделил общую печальную участь, неизменно постигающую театры после смерти художественного лидера, и поневоле оказался заложником былого величия. Корифеи труппы сравнивают каждого нового постановщика с Товстоноговым, и к режиссерским новациям театр относится настороженно. бдт изо всех сил пытается поддерживать академический статус, однако все чаще допускает на свою сцену спектакли антрепризного качества. На некоторые здешние постановки, впрочем, стоит сходить: например, на «Коварство и любовь» и «Бориса Годунова» Темура Чхеидзе или «Отца» и «Федру» Григория Дитятковского. Изредка можно увидеть еще товстопоговский «Пиквикский клуб».
Театр-фестиваль
В 1939 году специально для Театра имени Ленинского комсомола, наследника ТРАМа (Театра рабочей молодежи), было построено здание, заслужившее репутацию самой неудобной, «заколдованной» сцены города. Свое нынешнее имя театр получил по названию ежегодного фестиваля театров стран Балтии. Любимое детище директора фестиваля Сергея Шуба отодвинуло на второй план выпуск собственных спектаклей - если не в отношении количества постановок, то в отношении их качества уж точно: спектакли здешнего худрука Владимира Тыкке способны доставить удовольствие только любителям клубной самодеятельности. Настоящую славу «Балтийскому дому» приносят лишь его театры-спутники, небольшие творческие коллективы, живущие под крышей «Балтийского дома». Это жизнерадостные и эксцентричные «Фарсы» Виктора Крамера (особенно хороши «Вохляки из Голоплеков» и «Фарсы») и «Экспериментальная сцена» под руководством Анатолия Праудина, одного из лучших режиссеров города (стоит посмотреть «Крокодила» и «Урок первый. Воскресение»). Праудину, кроме всего прочего, удалось вполне освоить «заколдованную» большую сцену «Балтийского
дома», распахнув ее целиком и поставив на ней ремарковских «Трех товарищей».
|
|