|
Патриарший дворец, церковь Двенадцати Апостолов, колокольня Иван Великий
Патриарший дворец и церковь Двенадцати Апостолов
Патриарх-реформатор Никон был человеком амбициозным и в пику самодержцам отгрохал дворец такой, чтобы не уступал царским палатам. Сейчас в бывшей патриаршей резиденции располагается Музей декоративно-прикладного искусства и быта xvii века. В Парадных сенях - личные вещи и облачения строптивого Никона, даже в ссылке отказавшегося сложить полномочия. В Крестовой палате, где совершались заседания церковных соборов, проходили приемы и устраивались трапезы для высокопоставленных гостей, - естественно, посуда. И еще всякие охотничьи аксессуары и часы: царя Ивана Грозного, патриарха Филарета и того же Никона. Далее идут Приказные палаты.
Тут хранится шахматный набор царя Алексея Михайловича, питавшего слабость к умной игре, а также, в соответствии с назначением помещения, коллекция рукописных и печатных книг - например, букварь, выполненный рукой известного изографа Кариона Истомина для царевича Алексея, сына Петра Великого. В Трапезной палате работает выставка шитья, а в домовой церкви Двенадцати Апостолов - икон 17 века. Среди них есть подписные работы Симона Ушакова, живописца совсем западных кондиций, только чуть поспешившего с рождением, и московского мастера Федора Зубова.
Колокольня Иван Великий
Свое название колосс получил по деревянной церкви Иоанна Лест-вичника, на месте которой приезжий зодчий Бон Фрязин соорудил 60-метровую махину в 1505-1508 годах. Борису Годунову этого показалось мало, и при нем Ивана Великого надстроили еще на двадцать метров, чтобы можно было обозревать московские окрестности на до километров. Строили тогда здорово, добавляя в раствор яичные желтки: в 1812 году, при отступлении из Москвы, французы пробовали взорвать колокольню, но Иван устоял и только дал длинную продольную трещину. Трудами архитектора Доменико Жилярди весь комплекс, включавший также звонницу для 22 колоколов, был восстановлен в 1813 году. После успешного восстановления в первой половине XIX века на колокольню любили подниматься романтичные москвичи. На пример, Лермонтов, который описывал в своем очерке «Панорама Москвы» виды, открывающиеся с верхнего яруса. Теперь это очевидное удовольствие невозможно, ибо поговаривают, что на колокольне сидят снайперы.
В первом этаже звонницы сейчас располагается зал для сменных экспозиций. Рядом с колокольней -ранние симптомы российской мегаломании: Царь-пушка (мастер Андрей Чохов, 1586) и Царь-колокол (мастера Иван Моторин и сын его Михаил). Двухметровый кусок, аккуратно поставленный рядом с колоколом, откололся еще тогда, когда колокол лежал в плавильной яме, в лесах, во время большого пожара 1737 года: кто-то плеснул на раскаленный металл водой - и вот результат.
|
|