|
Музей декоративно-прикладного и народного искусства и музей Академии художеств
Музей декоративно-прикладного и народного искусства
В начале посещения бывшей усадьбы Остерманов важно не перепутать Музей декоративно-прикладного искусства с филиалом Музея современной истории, носящим громкое название «Обретая свободу». Декоративно-прикладное - это за воротами сразу направо, к трехэтажной пристройке сталинского классицизма. У музейного здания богатая история. Усадьба конца xviii века, построенная вроде бы кем-то из учеников Матвея Казакова, принадлежала графам Остерманам, затем ее занимала Московская духовная семинария, а после революции сюда переехал Президиум Верховного Совета и Совмин РСФСР. Музей открылся только в 1981 году. Собрание достаточно разношерстное. Мебель «русского стиля» второй половины XIX века происходит из подмосковных мастерских (Талашкино и Абрамцево). Советский послереволюционный фарфор поступил в составе личных коллекций Леонида Утесова, Марии Мироновой и Александра Менакера. Собрание игрушек народов мира было приобретено у вдовы художника Юрия Поливанова. Произведения русского и европейского художественного шитья передал в музей русский эмигрант Павел Толстой-Милославский. В музее есть и русская лаковая миниатюра Палеха, Федоскина и Мстеры, и самовары, и ювелирные изделия Фаберже. Экспозиция мрачноватая, под стать атмосфере Верховного Совета и Совмина.
Музей Академии художеств
Пречистенка, 19 201 41 50
По оснащенности новый музей в бывшем особняке князей Долгоруких - в числе лучших выставочных пространств в столице. В отношении содержимого все не так радужно: самое интересное, вся ранняя история Академии художеств, хранится на Васильевском острове в Петербурге - там, где находилась Академия до переезда в Москву. Москве досталась главным образом история советская и постсоветская: сталинская эпоха, представленная отнюдь не самыми ортодоксальными вещами, а больше лирикой; хрущевско-брежневский «суровый стиль»; непременные Глазунов и Шилов; модельеры Зайцев и Юдашкин, избранные в академики в связи с учреждением в Академии отделения дизайна. Но даже это было можно видеть лишь первое время после открытия музея, а теперь все его пространство занимает выставка действующего президента Академии, Зураба Церетели. Бывшую домовую церковь Долгоруких Церетели отделал самолично -примерно в том же стиле, в каком отделывал автобусные остановки в Абхазии.
|
|