|
Музей архитектуры им. А.В.Щусева и музей В.А.Тропинина и московских художников его времени
Музей архитектуры им. А.В.Щусева
Воздвиженка, 5/25 291 21 09, 290 05 51
Усадьба Талызиных-Устиновых, главное здание музея, находится в перманентной реконструкции-реставрации, почему коллекция и прячется годами в запасниках. Вернули прежний вид вестибюлю со сфинксами и статуями а-ля Древний Египет, очистили Аптекарский приказ - палаты xvii века во дворике музея, - взялись за дворовый усадебный флигель и обещают вот-вот открыть хотя бы часть постоянной экспозиции, вернув в залы подлинную графику и чертежи Василия Баженова, Михаила Казакова, Осипа Бове, Ивана Фомина, Ивана Жолтовского, Алексея Щусева, позже - проекты архитекторов русского авангарда. «Вот-вот» длится не первый год, и музейные подвалы переполнены (а недавно еще и потребовалось забрать часть фондов из Донского монастыря, при советской власти исполнявшего функции музейного запасника), но для музейной экспозиции нет средств, поэтому обходятся временными выставками. Музей располагает отличной коллекцией русской видописи, а также архитектурной фотографии. Реставраторы вернули к жизни 17-метровую деревянную модель Кремлевского дворца Баженова, ради которого в 1970-е годы 18 века чуть было не срыли Кремлевский холм со всем, что на нем находилось. Так что появилась, в принципе, возможность ознакомиться с крупнейшим проектом русского классицизма. В фондах музея также хранится модель купола храма Христа Спасителя Константина Тона, фрески из затопленного Калязинского монастыря и фрагменты уничтоженных в 1990-е годы памятников архитектуры. Сюда же почему-то попало и 8-метровое резное распятие середины 18 века, так называемый Шумаевский крест, -видимо, из-за его размеров.
Музей В.А.Тропинина и московских художников его времени
Щетининский пер., 10
9539750
м. Добрынинская, Полянка,
Третьяковская
Бывший особняк купцов Петуховых. Замоскворечье - лучшее место для музея искусства этого времени, а главное - этого свойства. Если бы коллекция действительно ограничивалась временем и кругом Тропинина, музей справедливо можно было бы назвать «музеем стиля бидер-мейер». Бидермейер - скромное искусство для скромных людей, всеевропейское стилевое поветрие после Наполеоновских войн - в лице Василия Тропинина имело своего самого яркого представителя в России. Лучше него привлекательность безыскусности, хоть в господском варианте, хоть в крестьянском, не уловил никто. Но кроме Тропинина и крепостных художников его времени музей обладает недурным рядом живописных портретов, авторы которых - звезды первой величины на национальном небосклоне. В основе коллекции - частное собрание антиквара Вишневского, постоянно дарившего городу что-нибудь по требованиям сверху (в 1971 году, например, - 200 произведений 18-19 веков). Под коллекцию Вишневского последний из Петуховых завещал здание, и появился музей. Здесь и Иван Аргунов, и Алексей Антропов, и Иван Вишняков, и тройка лидеров xviii века: Федор Рокотов, Дмитрий Левицкий, Владимир Боровиковский. И современник Тропинина Орест Кипренский, и более поздний академик - Сергей Зарянко. Собрание акварельного портрета также включает работы крупнейших мастеров жанра - Петра Соколова, Владимира Гау, Карла Гампельна.
|
|