|
Крепостные сооружения
После пожара 1658 г., который уничтожил кремль и Рубленый город (деревянные укрепления посада), в Ярославле стали строить преимущественно из кирпича. Вскоре вокруг посада были построены 16 новых крепостных каменных башен, из которых сохранилось только две: Волжская (Арсенальная) и Власьевская (Знаменская) на Комсомольской улице.
ВОЛЖСКАЯ БАШНЯ (1658-1669). Построена на месте деревянной, замыкавшей проезд по Медведицкому оврагу. Крупное монументальное сооружение с мощными стенами — она сначала имела дополнительную полукруглую башню со стороны Волги и высокий деревянный шатер с дозорной вышкой. В 1840-х гг. Волжская башня была перестроена под арсенал. При этом были заложены зубцы, пробиты широкие окна, закрыт проезд. Однако, несмотря на значительные перестройки, здание сохранило образ мощного крепостного сооружения с характерным скупым декором в виде широких лопаток, щелевидных машикулей.
ВЛАСЬЕВСКАЯ БАШНЯ. Возведена также после пожара 1658 г. Как и Волжская, она имела высокий шатер с дозорной вышкой, на которой размещался набатный колокол. С западной стороны к башне примыкал прямоугольный захаб и мост через ров, ведущий на угличскую дорогу. В конце XVIII в. с южной стороны к башне пристроили двухэтажный каменный жилой дом (позднее переделан), а во второй половине XIX в. с северной стороны была возведена двухэтажная гостиница Кокуева (ныне разобрана). В 1884 г. над Власьевской башней возвели помещение для водопроводного бака, а затем по проекту архитектора А.А. Никифорова к ней пристроили с восточной стороны Знаменскую церковь, выдержанную в неорусском стиле (отсюда второе название башни). Несмотря на все эти искажения, Власьевская башня в большей степени, чем Волжская, сохранила на северном и западном фасадах характер крепостного сооружения с глухой гладью мощной стены (до 6 м толщиной), скупым декором и четырьмя ярусами боя.
ЦЕРКОВЬ ИОАННА ЗЛАТОУСТА. Летняя церковь с пятью огромными главами на массивных барабанах, высота которых вместе с главами больше высоты самого храма. На восточных углах — шатры двух приделов. На фоне алтарной стены выделяется изразцовый наличник центрального окна. Многоцветные изразцы с крупным сочным орнаментом считаются шедевром изразцового искусства Ярославля. В интерьере поражает контраст между низкими полутемными галереями и огромным залом центрального храма, буквально залитым светом благодаря двенадцати огромным окнам. В пятиярусном иконостасе XVIII в., украшенном барочной резьбой, сохранились иконы XVII в. Особо интересной является икона «Богоматерь на престоле», расположенная в первом ярусе, в ней поражает миниатюрное письмо. Фресковые росписи созданы в 1732-1733 гг. местными мастерами под руководством А.И. Соплякова. Разбитые на семь ярусов, непрерывными лентами представлены евангельские сюжеты.
|
|