|
Достопримечательности Великого
Из Гаврилов-Яма отправляемся в село Великое по указателю «Ростов». Этот крюк не займет у вас слишком много времени, но зато вы увидите потрясающий ансамбль в селе Великом. Удивительное сочетание мощных монастырских стен, прихотливых по очертаниям легких особняков в стиле модерн и совершенно деревенских домиков — все это составляет очарование этого места. Через него не раз проезжал Петр I, шесть раз посещавший Ярославль. В Великом вам покажут дом, в котором, по преданию, останавливался Петр (Ярославская, 18). В начале XVIII в. он подарил Великое известному полководцу Аниките Ивановиче Репнину (1668-1726). В 1759 г. у потомков Репнина половину села купил Савва Яковлев, богач и промышленник екатерининского времени, владелец Большой Ярославской мануфактуры. А в 1792 г. Яковлевы становятся полными хозяевами Великого. Вскоре они устроили в селе полотняную мануфактуру, и Великое постепенно превратилось в центр производства знаменитого ярославского полотна. Однако славится Великое и своими архитектурными шедеврами. В центре села, недалеко от большого Черного пруда, возвышаются два огромных приземистых храма и высокая колокольня. К северу от колокольни — летняя церковь Рождества Богородицы, выстроенная при фельдмаршале Репнине в честь победы над шведами под Полтавой; к югу — зимняя церковь Покрова Богородицы,
освященная в 1741 г. Она сооружена по заказу внука фельдмаршала, князя П. И. Репнина. Строительство колокольни было завершено в 1758 г. По своему расположению храмы села Великого повторяют композицию, найденную ярославскими зодчими в ансамбле в Коровниках. Две большие, массивные церкви расположены симметрично по отношению к стоящей между ними колокольне. Площадь между «кремлем» (так называют ансамбль местные жители), торговыми рядами и прудом была общественным центром села. Вокруг этого центра разрастались улицы, соединявшиеся с центром узкими радиальными переулками.
РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ. Наиболее ранний памятник, полностью соответствует эстетическим канонам ярославского зодчества. Массивный четырехстолпный храм венчается сильно смещенным к востоку крупным пятиглавием. С востока к собственно храму примыкает низкая алтарная часть, разделенная на три апсиды, а с запада — возведенный на рубеже 18-19 вв. кубической формы притвор. Суровому облику собора соответствует его лаконичный декор. В интерьере частично сохранились подновленные в 80-х гг. XIX в. росписи XVIII столетия.
|
|