|
Часовня Александра Невского, церковь Андрея Критского, Федоровская церковь
ЧАСОВНЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО (1892). Андропова, 8.
Небольшое сооружение, выделяющееся богатым кирпичным декором в формах древнерусской архитектуры. Возведена по проекту архитектора Н.И. Поздеева. С западной стороны к ней примыкает крыльцо на низких бочкообразных столбах (кубышках), с шатровым завершением. В кирпичном «узорочье» оформления фасадов присутствуют почти все элементы, характерные для декоративного убранства ярославских храмов XVII в.: килевидные завершения окон, колонки с «дыньками», кокошники в основании восьмерика и шатров и, наконец, ширинки, украшенные изразцами.
ЦЕРКОВЬ АНДРЕЯ КРИТСКОГО. Стачек, 58. Эта церковь в стиле модерн возведена в 1904-1908 гг. по проекту архитектора А.В. Иванова. Крупный храм трапезного вида с одной полукруглой апсидой и притвором с западной стороны, над которым возвышается шатровая колокольня. Новое понимание архитектуры, свойственное модерну, в этой постройке сказалось в ее декоративном оформлении. Древнерусское понимание декора было переосмыслено архитектором XX в. Так, например, вместо традиционных изразцов использована цветная керамика теплых тонов, размещенная широкими поясами в обрамлении портала главного входа, во фризе притвора и основного объема здания. Однако в целом облик здания целиком находится в рамках стилистики модерна.
ФЕДОРОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ (1687). Ярославского, 16. Кубический пятиглавый объем дополнен галереей в 1736 г. Семь ярусов росписей выполнены в 1715 г. Ф. Игнатьевым и Ф. Федоровым «сотоварищи». В церкви сохранился резной позолоченный иконостас 1705 г. работы мастеров Василия Комара и Степана Вороны. В первом ярусе иконостаса — икона Гурия Никитина «Вседержитель», образ которого монументален, спокоен и величав. Функцию зимней церкви Федоровского прихода выполняла церковь Николы Пенского, возведенная в 1691 г. Небольшой, скромно оформленный храм трапезного вида с шатровой колокольней расположен по соседству с Федоровской церковью ближе к Которосли. Церковь Тихона (1825-1831) на Волжской набережной, 3 и собор Казанского монастыря (1845) на Первомайской улице, 19 достаточно типичны для архитектуры позднего классицизма.
ЦЕРКОВЬ ВЛАДИМИРСКОЙ БОГОМАТЕРИ. Восточный ее фасад повторяет формы и размеры церкви Иоанна Златоуста. С западной стороны пристроена одноэтажная трапезная. В целях сохранения тепла в церкви, кроме основного свода, возвели второй, и вся верхняя часть вместе с барабанами и главами носит декоративный характер.
|
|