|
Церковь Спаса на городу, церковь Михаила Архангела
ЦЕРКОВЬ СПАСА НА ГОРОДУ (1672).
На берегу Которосли между Спасским монастырем и Медведицким оврагом (ныне превратился в спортплощадки). Небольшой храм, без подклета. Северная паперть возведена в конце XVII в., а южный теплый придел и западная паперть — в XIX в. Наиболее выразительным стал его северный фасад, выходивший на главную торговую площадь города, которая в XVII в. тянулась вдоль Медведицкого оврага до берега Волги. Силуэт мощного пятиглавия дополняется изящным контуром двух шатров над колокольней и приделом. Квадратная в нижнем ярусе колокольня завершается восьмигранным шатром с аркадой звонов. Декор распределен очень продуманно и придает слегка асимметричной композиции большую цельность. Росписи были созданы в короткий срок с 12 июня по 2 августа 1693 г. ярославскими мастерами во главе с Севастьяновым и Федоровым. Наиболее интересны два нижних яруса, где история Константина и Елены показана в форме увлекательного повествования с изображением многочисленных битв, торжественных церемоний, строительных работ. Композиции становятся несколько дробными, уже нет былой монументальности.
ЦЕРКОВЬ МИХАИЛА АРХАНГЕЛА (1658-1682).
На берегу Которосли восточнее Спасского монастыря. Строилась на средства ярославских купцов необычайно долго и интересна тем, что в ее композиции и декоративном убранстве прослеживаются черты двух периодов развития ярославского зодчества XVII в.
Крупный четырехстолпный пятиглавый храм поставлен на высокий подклет, предназначенный для складирования купеческих товаров. С севера и запада его окружают паперти, с восточной стороны — небольшой придел. Южный одноэтажный придел выполнял функцию теплой церкви. К северо-западному углу приставлена квадратная в плане колокольня, увенчанная невысоким шатром. Однако к моменту завершения строительства в ярославской архитектуре произошли значительные изменения. В это время появляется стремление придать храмам более выразительный силуэт, а также именно в это время происходит отказ от позакомарного покрытия. Поэтому церковь была сразу перекрыта четырех скатной крышей. Вместо закомар появляются небольшие декоративные кокошники килевидной формы. Декор фасадов традиционен для ярославского зодчества. Росписи интерьеров выполнены в 1731 г. артелью местных живописцев во главе с Федором Федоровым. Для них характерна некоторая упрощенность рисунка, близость народному лубку.
|
|