Церковь Николы Надеина, Ярославских чудотворцев и другие небольшие храмы города
ЦЕРКОВЬ НИКОЛЫ НАДЕИНА НА ВОЛЖСКОМ БЕРЕГУ (1620-1622).
Название происходит от имени заказчика — купца Надея Светешникова. В архитектурном оформлении фасадов церкви сочетаются черты, присущие новгородско-псковской и московской архитектурным школам. Возможно потому, что в ее возведении принимали участие артели новгородских и московских мастеров. Была перестроена: пятиглавие было заменено одной главой и четырехскатной кровлей. Подлинным украшением интерьера является уникальный тябловый иконостас, обложенный свинцом с чеканным орнаментом. Считается, что он выполнен в 1751 в. по рисункам Федора Волкова — основателя русского национального театра, который в молодости был прихожанином этой церкви. В иконостасе находится любопытная икона «Никола в житии» XVI в. с ярким колоритом. В главном алтаре сохранилась большая деревянная сень 1636 г. Формы церковного шатра приобрели здесь фантастический облик. Это самый ранний образец подобного рода сложных сооружений, которыми славились ярославские мастера-резчики XVII в.
ЦЕРКОВЬ ЯРОСЛАВСКИХ ЧУДОТВОРЦЕВ (1827-1831). Примыкает к Спасо-Преображенскому собору с южной стороны. Построена в классическом стиле архитектором П.Я.Паньковым.
ТРАПЕЗНАЯ ПАЛАТА (начало XVI в.). Расположена к западу от монастырской площади. Внушительное по размерам сооружение с мощными, двухметровой толщины стенами перекрыто сводами, опирающимися на один массивный центральный столб. Верхний этаж, украшенный фресками, служил столовой для братии и приемным покоем для знатных гостей. Еда подавалась из кухни на первом этаже через вертикальные люки в толще стен.
ЦЕРКОВЬ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА (начало XVI в.). Одноглавая церковь примыкает к Трапезной палате. Ее облик сильно искажен последующими переделками.
КОРПУС НАСТОЯТЕЛЬСКИХ ПОКОЕВ (XVII в.). Соединен с Трапезной обширными сенями. В центральной части находится огромный одностолпный зал. Представлял собой деревянные хоромы на каменном первом этаже. Такой тип постройки был весьма распространен, например царские и патриаршие палаты Московского Кремля.
СВЯТЫЕ ВОРОТА (1516). Первая каменная башня Спасского монастыря. Ворота служили главным въездом в монастырь со стороны Которосли. Внизу башни находятся два арочных проезда: широкий, украшенный фресками (более 5м) — парадный, и узкий — повседневный. С наружной стороны к башне примыкал захаб — укрепление в виде замкнутого двора с боковым входом. В XVII в. над Святыми воротами была надстроена церковь Введения и высокая дозорная башня-колокольня с часами и открытой аркадой для набатного колокола. В XIX в. церковь переделали.
ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНЫЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК. Обладает большими коллекциями (более 250 тыс. экспонатов). В музее открыты экспозиции древнерусской живописи (первая половина XVI в.), драгоценных тканей (конец XVI — начало XX в.). Значительна коллекция предметов церковного обихода из драгоценных металлов. Подробно представлены материалы по истории и о природе Ярославского края и экспозиция, посвященная «Слову о полку Игореве».
|