|
Спасский монастырь, Спасо-Преображенский собор, звонница
СПАССКИЙ МОНАСТЫРЬ. Монастырь, основанный во второй половине XII в., с 1787 г. стал резиденцией архиерея. В XIII в. в связи с образованием нового княжества монастырь становится усыпальницей династии ярославских князей.
СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ СОБОР (1506-1516). Древнейшее здание в монастыре и во всем Ярославле. Это четырехстолпный, трехглавый храм, поставленный на высокий подклет, с окружающими его открытыми галереями. Облик его строг, но изящен. В архитектурном оформлении фасадов ощущается некая стилевая двойственность — сочетание древнерусских форм с элементами западноевропейской ордерной системы. Формы барабанов — с узкими окнами и шлемовидными куполами — схожи с главами владимирских и новгородских храмов ХИ-ХШ вв. В то же время тонкие профили закомар и карнизов храма напоминают Архангельский собор, возведенный в Москве итальянским зодчим Алевизом Новым. Северная паперть собора была в свое время монастырским книгохранилищем. Здесь в конце XVIII в. была обнаружена знаменитая рукопись «Слово о полку Игореве».
В интерьере Спасского собора заслуживают внимания фрески, написанные московскими мастерами в 1563-1564 гг. Росписи этого времени очень редки. На западной стене размещены сюжеты Страшного суда, где фреску «Шествие праведных в рай» отличает легкий рисунок округлых лиц. Роспись южной и северной стен состоит из трех ярусов. В верхних расположены библейские и евангельские сюжеты, в нижнем ярусе — семь Вселенских соборов. Пейзажные фоны представляют настоящую коллекцию древнерусских архитектурных форм: звонницы, одноглавые храмы с восьмискатными кровлями, многоглавные соборы, украшенные раковинами или круглыми окнами. В апсиде изображен Иоанн Предтеча с суровым, изможденным лицом, а также сидящая на троне Богоматерь с Младенцем в окружении пророков со свитками пророчеств о рождении Христа. Одна из самых значительных композиций храма — «Преображение» — расположена на восточной стене. В уникальном иконостасе собора сохранялись тринадцать икон деисусного ряда XVI в. (ныне — в музее).
ЗВОННИЦА (XVI в.). Это крупное монументальное сооружение доминирует не только над постройками монастыря, но и над площадью за стенами. Ее облик складывался на протяжении нескольких столетий. В нижнем ярусе была церковь (сохранились фрагменты росписей), а к северной стене примыкала галерея, соединявшая звонницу с собором и церковью Входа в Иерусалим (была пристроена в 1617-1619 гг. к собору, сохранилась частично). Существующее завершение звонницы в псевдоготическом стиле появилось в 1809-1823 гг. Туда ведет весьма крутая лестница из многих ступеней, зато открывающийся на город вид стоит потраченных усилий.
|
|