|
Ансамбли в Слободах
АНСАМБЛЬ В КОРОВНИКАХ. На правом берегу Волги. Один из самых впечатляющих архитектурных ансамблей в Ярославле. Жители слободы занимались разведением скота, производством гончарных изделий, кирпича, изразцов. Состоит ансамбль из церкви Иоанна Златоуста (1649-1654), церкви Владимирской Богоматери (1669) и колокольни (1680).
КОЛОКОЛЬНЯ. Расположена на оси двух храмов. Гладкие стены восьмигранного столпа несут легкий сквозной ярус звонов с богато украшенным шатром, увенчанным маленькой изящной главкой. За высоту и стройность силуэта горожане называют ее «ярославской свечой». Весь ансамбль обрамлен оградой со Святыми воротами, выполненными в стиле нарышкинского барокко. В настоящее время храмовый комплекс передан общине старообрядческой церкви и в нем ведутся службы.
АНСАМБЛЬ В ТОЛЧКОВЕ. Находится за мостом через Которосль. Вдоль Московской дороги близ Туговой горы со старинным кладбищем, где захоронены ярославские воины, сражавшиеся здесь 3 июля 1257 г. с отрядом татар находилась Ямская слобода. Выше по течению Которосли располагалась слобода кожевников — Толчково. Здесь сохранились многие церкви.
ЦЕРКОВЬ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ (1671-1687). Главный храм богатой Толчковской слободы. Крупный четырехстолпный пятиглавый храм, без подклета и поначалу без галерей и приделов, с тремя входами, оформленными небольшими крыльцами с западной, северной и южной стороны. Ныне существующая паперть, южный придел и западное крыльцо с тройной аркой, крытое колпаком, возведены лишь в XVIII в. В начальной стадии строительства Федоровская церковь повторяла планировочную схему древнерусского четырехстолпного собора, симметричного по оси восток — запад, с тремя входами в храм. Чрезвычайно строгому оформлению храма, характерному для соборного зодчества, противопоставлено чисто ярославское богатое убранство верха. Крупные главы на богато украшенных барабанах, декоративные закомары. Стройны, изысканны пропорции и силуэт церкви. Центральная глава с барабаном значительно превосходит по высоте саму церковь. Стремление зодчих придать величие храму за счет гармоничности и выразительности силуэта в этом памятнике увенчалось полным успехом. Церковь строилась на средства прихожан. Они сами коллективно выбирали тип храма, его размеры, сами возводили фундаменты с использованием дубовых свай. Только после закладки фундамента была приглашена артель строителей.
Расписан храм артелью мастеров во главе с Дмитрием Плехановым. Здесь декоративно-повествовательный стиль росписей получил самое полное и самое совершенное выражение. Стены главного храма разбиты на 9 (западная стена) и 8 (восточная стена) ярусов. Совершенно уникальным является нижний ярус росписей южной и северной стен, где вместо орнамента изображены двенадцать месяцев (святцы) — все святые православной церкви. На западной стене в нижнем ярусе размещены сюжеты Песни Песней, затем 2 яруса занято житием Иоанна Предтечи, а верхние посвящены историям евангельским. На столпах — композиции на темы деяний апостольских.
Стены галереи покрыты многофигурными иллюстрациями к Библии. Здесь много композиций на житийные и назидательные литературные сюжеты. Богатый цветистый травный орнамент покрывает в интерьере храма буквально все архитектурные детали. В главном храме сохранился барочный иконостас 1701 г. с почти объемной резьбой, рассчитанной на необычайно высокий интерьер.
|
|