|
Усадьбы
Русская-усадьба - это не просто сложный архитектурный комплекс из жилых, культовых, хозяйственных, садово-парковых и увеселительных построек. Прежде всего, в усадьбе складывались традиции семьи и рода, составлявшие целый ушедший в прошлое пласт культуры и философии дворянского сословия.
Прообразом усадеб стали дворянские вотчины, которые временно жаловались из казны дворянам за службу государю и могли передаваться по наследству, а само слово «усадьба» произошло от глагола «усаживать» (в данном контексте- предоставлять или даровать землю).
Более всего усадеб было в окрестностях Москвы, где еще в XIV веке возникли первые дворянские вотчины, а затем после переноса столицы в Петербург при Петре I стало селиться отставное и опальное дворянство.
К XVI веку усадьбы царской семьи и дворянской знати продолжали оставаться, в основном, местом летнего отдыха и охоты. Но постепенно усиливается их представительская роль, начинают строиться первые каменные усадебные храмы. В целом, архитектура усадеб XVI века несла на себе отпечаток принципов строительства монастырей-крепостей и кремлей.
Во второй половине XVII века, со времени царствования Алексея Михайловича, происходит политическое и экономическое возрождение страны после десятилетий Смутного времени. Постепенно совершается переход от средневековой к новой, гражданской культуре европейского образца, что отразилось и на облике усадьбы.
Но истинный расцвет русской усадьбы приходится на вторую половину XVIII века, когда после выхода в 1762 г. Указа Петра III «О вольности дворянства», освобожденные от обязательной постоянной службы дворяне рьяно принялись за обустройство своих загородных владений. С этого времени усадьба служит не только для летнего проживания дворянской семьи, но и становится местом приемов. Усадебные праздники, на которые собиралось порой 500 и более гостей, были чрезвычайно пышными и сопровождались играми, маскардами, фейерверками и прочими увеселениями. Особенно пышными праздники были в правление Елизаветы Петровны (дочери Петра I) -«веселой императрицы». По размаху усадебных праздников судили о благосостоянии хозяина. По воспоминаниям современников, один помещик умудрился в течение трех недель в своем имении устроить восемнадцать балов!
Классическая российская помещичья усадьба XVIII - начала XIX века включала в себя обычно каменный или деревянный (оштукатуренный) главный дом с од ним или несколькими флигелями, оранжерею и парк, хозяйственный двор и, часто, церковь. В то же время сложился и городской тип усадьбы, которая состояла из дома-особняка, «служб» (каретный сарай, конюшня и т.д.), двора и сада.
В строительстве усадеб принимали участие крупнейшие российские архитекторы: В.И. Баженов, М.Ф. Казаков, Н.А. Львов, И.Е. Старое, Д.И. Жилярди и многие другие.
В особенно крупных, имевших характер обширных дворцово-парковых ансамблей, усадьбах часто сосредотачивались великолепные собрания произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Усадьбы, принадлежавшие меценатам, становились важнейшими центрами художественной жизни, своеобразными музеями (например, подмосковная усадьба Саввы Мамонтова - Абрамцево).
В настоящее время, во многих сохранившихся в Подмосковье усадьбах, открыты музеи исторического и литературно-художественного профиля (Архангельское, Мураново, Горки, Большие Вяземы и другие).
|
|