Саввино-Сторожевский монастырь
Историко-архитектурный и художественный музей (Саввино-Сторожевский монастырь)
В полутора километрах от Городка в 1398 году по велению звенигородского князя Юрия его духовником и учеником Сергия Радонежского игуменом Саввой был основан монастырь. Место для обители было выбрано на холме Сторожи, «что на левом берегу Москвы-реки» и откуда на многие «версты» просматривалась местность. Занимавший сначала южную часть холма, монастырь был призван служить форпостом на подступах к княжеской резиденции.
Первые постройки монастыря - храм Пресвятой Богородицы и небольшая келья для преподобного Саввы были деревянными, но уже в 1405 году строится белокаменный собор Рождества Богородицы, где в 1407 году был погребен основатель обители - игумен Савва.
В середине XVII века монастырь был избран царем Алексеем Михайловичем в качестве подмосковной резиденции и здесь развернулось каменное строительство. В течение шести лет строительство было завершено, а созданный ансамбль явился одним из наиболее ярких в древнерусском зодчестве.
Художественным центром монастыря служит торжественный собор Рождества Богородицы.
Однокупольный храм, украшенный поясами ажурной резьбы, близок к Успенскому собору на Городке, но уступает ему в стройности и изяществе форм. В интерьере собора сохранились отдельные фрагменты фресок начала XV столетия, выполненные художниками круга Андрея Рублева, и росписи стен и потолков XVII века, созданные под руководством Степана Рязанца. Достопримечательностью храма является пятиярусный иконостас (XVII), сделанный с большим мастерством. С Рождественским собором связано одно из самых замечательных творений Андрея Рублева - «Звенигородский чин», состоявший из семи икон, из которых до наших дней дошли три - «Спас», «Архангел Михаил» и «Апостол Павел» (ныне в Третьяковской галерее). В середине XVII века облик собора был заметно изменен - появились Саввинский придел, ризница и сводчатые галереи.
В это же время сложился единый комплекс, куда вошли трапезная, Преображенская церковь и звонница. Служившая для торжественных царских приемов трапезная (1652 - 1654) по своим размерам не уступала Грановитой палате в Московском Кремле. Небольшая Преображенская церковь (80-е годы XVI века) с цветными изразцами построена на вклад царевны Софьи. Завершает ансамбль наиболее интересная в художественном отношении четырехъярусная звонница (1650) стремя шатрами и часовой башенкой. В 3-м ярусе звонницы находился Благовестный колокол-великан, отлитый в 1667 году литейщиком Александром Григором. Вес колокола составлял 35 тонн, а его звон, по преданию, был слышен в Москве.
|