|
Церковь Успения Богоматери в Гончарах, церковь Мартина Исповедника, театр на Таганке
Ближе к Таганке, на Гончарной (№ад), стоит маленькая пятиглавая церковь Успения Богоматери в Гончарах (1654), построенная, нетрудно догадаться, гончарами - преимущественно выходцами из Беларуси, селившимися здесь на горке. «Ценинных» (то есть керамических) дел мастера снабдили храм хорошо сохранившимися изразцами, над которыми, в частности, работал лучший художник своего времени в этом жанре Степан Иванов по прозвищу Полубес.
Горку, на которую нужно взойти, чтобы добраться до Таганки, облюбовал Бове для своего проекта храма Христа Спасителя - и если бы постройка состоялась, назывался бы храм так: Христа Спасителя, что на Вшивой горке. Очень неприглядное и очень неудобное название из области московских курьезов типа Собачьей площадки, с которым пыталось справиться не одно поколение историков. Объясняли, что правильно называть горку то «Швивой», то «Ушивой», но здесь не селились ни портные, ни цирюльники (рядом со слободой гончаров на Гончарной улице, у Котельнической набережной, стояла слобода котельников, а дальше, на Таганке, жили изготовители подставок под котлы, таганов). Так что горка по-прежнему вшива, как и столетия назад.
На углу Малой и Большой Коммунистической стоит церковь Мартина Исповедника (начало XIX века), построенная к визиту австрийского императора, - православный храм, но во имя папы римского. Напоминает церковь Симеона Столпника в Заяузье: и формами, и вроде бы тоже Родион Казаков строил, и тоже на купеческие деньги, но уже не в складчину собранные, а персональные, Василия Яковлевича Жихарева. То есть могли, когда хотели.
Следующая по известности после купцов категория обитателей Таганки - «сидельцы» из легендарной Таганской центральной пересыльной тюрьмы, где «ночи полные огня», потому что в камерах не тушат свет, - исчезла при Хрущеве, после 1958 года, когда, как пел Высоцкий, «разломали старую Таганку - подчистую, всю, ко всем чертям», а ее территорию заставили пятиэтажными хрущобами (Новоспасский пер., 18). Вместо тюрьмы теперь Таганка ассоциируется с Театром драмы и комедии, он же Театр на Таганке (арх. Александр Анисимов, Юрий Гнедовский, 1981), чье здание из темно-красного кирпича тюрьму, несомненно, призвано напоминать. Пятикилометровая очередь в театр г8 июля 1980 года и стотысячная толпа на похоронах Высоцкого - еще одна из московских легенд.
Местность, где стоит театр и наземный вестибюль «Таганской-кольцевой», носит название Болвановки - неясно, по шляпных дел мастерам или же в память о первых московских татарах, селившихся здесь с xv века и имевших тут капище с идолами-«болванами». Церковь Николы Чудотворца на Болвановке зодчего Осипа Старцева, сочетающая два храма, Никольский на первом этаже и Петропавловский на втором, была закончена 61712 году и может быть названа последней средневековой постройкой Москвы.
|
|