|
Театральная площадь
За декорациями Театральной площади скрывается «самая большая деревня» - такой увидел Москву в 1957 году Габриель Гарсия Маркес, такой описал в очерке «СССР: 400 000 квадратных километров без единой рекламы кока-колы». Такой она является и сейчас, в кварталах за Театральной не изменившись ни капли - исключая кока-колу. Пешеход, удаляющийся от Театральной вглубь, после сутолоки около ЦУМа и на Кузнецком Мосту с каждым шагом видит все меньше встречных, пока у Рождественского монастыря или в сретенских переулках вдруг не обнаруживает себя в полном одиночестве на задворках большого города, в сонном царстве, где особый воздух и особый рассеянный свет, который оценили бы импрессионисты. Застойный воздух будто все еще напитан испарениями болот, двести лет назад бывших здесь во множестве. Сон и солнце - прерогатива госбезопасности, чья вотчина простирается от Рождественки до Лубянки. «Исторический путеводитель по Москве» за 1831 год сообщал с восторгом: «Много знаменитых городов европейских хвалятся площадями своими, но мы, русские, теперь можем сею перед всеми гордиться... Разнообразие предметов, окружающих сию площадь, и ее огромность, особенно воспоминание о том, что за три или за четыре года были здесь овраги, болотистое место, куда сваливались нечистоты, и непроходимая грязь... и что, наконец, оная украшается зданиями, приводящими нам на память и древность, и новейший вкус: все сие ставит площадь сию превыше всех нам известных в столицах иностранных». Поглядеть на современную Театральную площадь, заполненную разномастными зданиями, «приводящими на память и древность, и новейший вкус», - восторга не понять, даже со скидкой на патриотизм провинциальной столицы. А причина в том, что от прежней Театральной, первой регулярной площади в Москве, какой ее придумал архитектор Осип Иванович Бове и которой, будь его замысел воплощен полностью, Москва действительно могла бы потягаться с Петербургом, остался только Малый театр. Все остальное перестроено, надстроено, застроено. Проект театра для провинциальной Москвы прислали из Петербурга.
Бове, приспосабливая столичную мысль под московский размер, уменьшил его раза в полтора и декорировал фасад по своему вкусу; человек он был талантливый, архитектор незаурядный, но, если представить себе Театральную, окруженную по периметру зданиями, подобными Малому театру, нельзя будет не признать, что ансамбль в целом должен был выйти несколько казенного вида
|
|