|
Памятник Карлу Марксу, площадь Революции
Памятник Карлу Марксу, духовному отцу В.И.Ленина, - типичный пример советского долгостроя. Закладка его состоялась 1 мая 1920 года, а открытие 1бо-тонного Маркса, высеченного из гранитного монолита, добытого под Днепропетровском, - только в 19б1-м (скульптор Лев Кербель, Ленинская премия). В 1991 году, когда снимали все памятники вождям, этого трогать не стали - тяжело - и только разрисовали спреем. За Марксом стоит фонтан с амурами Ивана Витали, открытый в 1835 году и пользовавшийся большим успехом у извозчиков (на старых фотографиях Театральной непременный элемент - огромные очереди из телег и экипажей, выстраивавшиеся за водой из фонтана, доставленной первым в Москве Мытищинским водопроводом). Где-то здесь пролегает условная граница между Театральной и площадью Революции, бывшей Воскресенской, представляющей сейчас простой проезд от Театральной до Манежной вдоль стройки на месте гостиницы «Москва» - ничем не примечательный, кроме красного здания городской думы, выстроенного в 1892 году архитектором Дмитрием Чичаговым и ныне занятого неработающим музеем Ленина, а также перманентными сходками бесноватых поклонников этого политического деятеля.
В 2002 году эклектичность облика Театральной усугубил пятизвездочный «Арарат Парк Хаятт Москва» напротив «Метрополя» (из бара «Консерватория» под стеклянной крышей на 10-м этаже отеля прекрасный вид на Кремль и окрестности; сам бар считается одним из лучших в Европе). Каким будет фасад «Москвы», выходящий на Театральную площадь, до сих пор не решено: будет ли, согласно первоначальному плану Щусева, одинаковая этажность по всему периметру здания, или восстановят ту пристройку, что возникла на месте Гранд-отеля в 1977 году. Главный архитектор Москвы А.Кузьмин пообещал не портить сквер с фонтаном Витали вентиляционными шахтами подземных автостоянок.
Улицы, получившей название по Высокопетровскому монастырю, фактически не было здесь до XIX века, пока не заключили в трубу Неглинную - невеликую, но пакостную речку, заболачивавшую во время разливов свой низкий правый берег, где теперь и проходит Петровка. Но как только стало возможным строить, улица отстроилась быстро - и быстро, как и соседний Кузнецкий, стала средоточием роскоши и моды. Петр Дмитриевич Боборыкин в конце XIX века описывал участок Петровки до Петровских линий как «московский Париж с прибавкой Вены, Берлина, Варшавы». Смердяков вот тоже собирался открывать кафе-ресторан не где-нибудь, а на Петровке.
|
|