|
Новый Арбат
В 1993 году в разгар возвращения улицам исторических названий, проспект Калинина оказался проблемой: исторического названия у улицы, появившейся три десятка лет назад, быть не могло. Тот, кто придумал «Новый Арбат», не блеснул оригинальностью, зато проявил недюжинную интуицию. Ибо улицы, до тех пор непохожие абсолютно во всем, теперь отличаются, действительно, только разницей в годах. Атмосфера лохотрона, царящая на современном старом Арбате, распространяется и сюда - Новый Арбат только побуржуазнее. Вместо наперсточников здесь крупье, а вместо коробейников-антикварщиков - куча магазинов. Функции правительственной трассы Новый Арбат также унаследовал от старого. Вечером левая стороны улицы залита светом рекламы, зазывающей посетить то или иное игорное заведение, послушать живьем российскую попсу, - а правая, где Московский дом книги и музыкальный магазин «Мелодия», несмотря на то что жилая, вымирает совершенно.
Магистраль от Кремля к загородным резиденциям коммунистических и посткоммунистических правителей была прорублена сквозь густую сеть арбатских переулков при Хрущеве, и застраивали ее также согласно вкусам Никиты Сергеевича: посетив Кубу, тот восхитился тамошними небоскребами американской постройки и, вернувшись, велел завести в Москве нечто подобное. Не сразу, лишь спустя тридцать лет после того, как была закончена последняя многоэтажная «книжка» (1968, арх. М.Посохин, А.Мндоянц и др.) и в народе ансамбль получил прозвание «вставная челюсть», Москва приобрела кусочек Гаваны времен диктатора Батисты: казино, супермаркеты и круглосуточную иллюминацию. (Потеряла же, между прочим, Собачью площадку - небольшой скверик с фонтаном, оформленным скульптурами собачек. На Собачьей площадке жил приятель Пушкина Соболевский, в чьей уборной поэт потерял рукопись цикла «Пророк». Дошло лишь одно стихотворение - «Восстань, пророк...».)
На углу Соймоновского проезда и Кропоткинской набережной стоит дом Перцовой - доходный дом, построенный архитекторами Н.Жуковым и Б.Шнаубертом по эскизам художника С.Малютина, автора русской матрешки. В подвале с 1908 по 1912 год размещалось артистическое кабаре «Летучая мышь», где мхатовские знаменитости пробовали себя в неожиданных амплуа: Качалов - в роли циркового борца, Книппер-Чехова - парижской шансонетки, Немирович-Данченко дирижировал любительским оркестром, Станиславский демонстрировал «чудеса черной и белой магии», а устав гласил: «Не обижаться».
|
|