|
Воздвиженка
Воздвиженку переименовывали чаще других московских улиц. Была она Волоцкой, была Смоленской, была Орбатом, а название Воздвиженка получила по Крестовоздвиженскому монастырю, который стоял в Староваганьковском переулке, на месте нынешнего книгохранилища Российской государственной библиотеки. С 1946 года носила имя всесоюзного старосты Калинина, у которого здесь (№4) была приемная, а до Калинина была Коминтерновской - в честь приемной Коминтерна (№1). Но когда последний ликвидировали, постановили почему-то переименовать в «улицу Калинина» не Коминтерновскую, а «бывшую улицу Воздвиженку».
По Воздвиженке в древности проходила важная дорога из Великого Новгорода, почему на улице стояли дворцы высшей знати: бояр Морозовых, Милославских, Стрешневых, Нарышкиных. С 18 века на улице сохранились два здания: дом графа Николая Петровича Шереметева, возведенный в 1780 году архитектором Львовым (№8, реставрация закончена в 2000-м), и дом поручика Талызина, построенный в 1787 году Казаковым (№5, надстроен третьим этажом). Дом Талызина, который сейчас занимает Музей архитектуры, описан Толстым как дом Пьера Безухова (а № 9 -как дом Болконских). Помимо №8 Шереметевы владели также территорией современного дома №6, где сейчас Кремлевская больница. В 1863-1891 годах его занимала городская дума, а потом Охотничий клуб. Здесь проходили постановки Общества искусства и литературы, которыми руководил Станиславский, и какое-то время здесь же репетировал Художественный театр. Во дворе между Кремлевской больницей и зданием мгу сохранилась церковь Знамения (1704) - последнее сооружение в стиле «нарышкинского барокко».
Безликое здание Кремлевской больницы вкупе с шедевром раннего тоталитаризма, Российской государственной библиотекой (арх. В.Щуко, В.Гельфрейх, 1928-1941), бывшей имени Ленина, а также выхлопы тысяч безостановочно катящих автомобилей придают Воздвиженке по-старушечьи серый вид. Крупнейшая библиотека страны (и вторая в мире после Библиотеки Конгресса США) напротив правительственной лечебницы наглядно иллюстрирует тезис Екклесиаста, что «во многой мудрости много печали». Этому же настроению, кажется, посвящен памятник Достоевскому перед библиотекой - настоящий, хотя и недавно установлен, и его автор, скульптор Рукавишников, ничего такого специально не имел в виду, а просто предложил старую работу. Благодаря позе, в которой лауреат Государственной премии изобразил писателя, монумент успели окрестить «памятником русскому геморрою». С местом гению определенно свезло: торжественно-мрачное здание библиотеки для мизерабельного Достоевского - идеальный фон.
Дом №16 - Дом дружбы народов, бывший особняк фабриканта Морозова, для которого архитектор Мазырин построил небольшую крепость в стиле мануэлино - португальской эклектики конца Средневековья. Мамаша Морозова, увидав, сказала знаменитую фразу: «Что ты дурак - про то до сих пор одна я знала, а теперь вся Москва знает».
|
|