|
Большая Садовая и Кудринская площадь
Идущая от Триумфальной до улицы Красина, бывшей Живодерки, Большая Садовая - отнюдь не самая большая из всех Садовых. Но самая значительная: из-за близости к Тверской, по которой шествовали царские кортежи. Еще сто лет назад - довольно поганое местечко. Боборыкин эту местность так охарактеризовал: «Живодерка с Грузинами - уездный городок с мещанским пошибом. По вечерам в переулках с деревянными домишками и заборами так глухо, что каждому проезжающему и пешеходу становится жутко». А Чехов жаловался, даже укатив в Ялту: «Погода препаскуднейшая. Такая погода бывает в Москве на Живодерке». Давеча, понятно, не надысь - сейчас это фешенебельный район, но до сих пор в паре шагов от Триумфальной становится хоть и не жутко, но скучно - и незаметно убыстряешь шаг.
Самое интересное, что можно найти на Большой Садовой, - это, во-первых, сад «Аквариум», где еще в середине 19 века были огороды Новодевичьего монастыря, потом кузница братьев Малкиель, пока в 1893 году братья не открыли здесь увеселительный сад под милым названием «Чикаго». В 1898 году сад арендовал у братьев антрепренер с еще более милой фамилией Омон, и сад стал «Аквариумом» - видимо, вслед за одноименным садом в Петербурге. Здесь били фонтаны, танцевали канкан, выступал Иван Поддубный, а в декабре 1905 года возникла первая в Москве баррикада - так что об увеселительном «Аквариуме» писал даже Ленин в статье «Уроки московского восстания».
Вторая достопримечательность Садовой - дом №10, описанный в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» как дом №302-бис. Здесь Булгаков жил до самой смерти и номер дома зашифровал в формуле «302-бис» (три плюс два, и так два раза). На этой же стороне улицы - сразу два собственных дома Федора Шехтеля (Ермолаевский пер., 28, и Б.Садовая, 4), насаждавшего в Москве стиль модерн, но второй свой дом, однако, исполнившего в стиле неоклассицизма. Над ним нависает возведенный на углу Малой Бронной и Ермолаевского переулка дом «Патриарх», затея концептуального архитектора Сергея Ткаченко, в поисках «новой русской» архитектуры объединившего в одной постройке гостиницу какого-нибудь Майами и памятник Третьему интернационалу Татлина - дерзко и до смешного глупо.
Кудринская площадь, пестро обстроенная малопрезентабельными зданиями разного времени, должна была стать произведением архитектора номер один в 19501980-6 Михаила Посохина-старшего: ему принадлежат высотное здание и 9-этажный дом № 18, занимающий целый квартал, - и подобными Посохин намеревался обнести всю площадь. Проект был одобрен еще при Сталине, но потом строить новые дома не стали, да и тот, что возвели, носит черты выморочности большого стиля.
|
|