Туруханский Свято-Троицкий мужской монастырь
С конца XVII в. значительную роль в экономическом освоении севера Енисейского края стал играть Троицкий мужской монастырь, развернувший здесь энергичную хозяйственную деятельность.
Опальный священнослужитель Тихон, сосланный в Мангазею, привез в основанную им в 1657 г. обитель редкие рукописные книги, жития святых, летописи, царские грамоты, положив начало богатой монастырской библиотеке. Монастырь при основании не получил никаких земельных пожалований. Но путем вкладов, купли и захвата монахи сосредоточили в своих руках значительное количество земельных угодий в Енисейском уезде и различных промыслов в Мангазейском. В 1668 г. монастырь имел 3 заимки в верховьях Нижней Тунгуски. С 1669-го по 1724 г. он скупил у «промышленников» 12 зимовий в низовьях Енисея и вдоль побережья Ледовитого океана. В середине XVIII в. монастырь владел уже 23 зимовьями на севере Енисейского края, что составляло около 50% всех зимовий района. Значительное место в хозяйственной деятельности монастыря играла соляная промышленность. В конце XVIII в. ежегодно монастырь отправлял на продажу в Томск соли до 2 тыс. пудов. В 1792 г. монастырь продал в казну свыше 5360 пудов соли на 414 руб., а в 1763 г. только в Енисейске 6650 пудов соли на 471 руб.
С Туруханским монастырем связана литературная традиция в XVIII в., включающая в себя комплекс произведений. Он состоит из «чуда» (1663) об исцелении немого от иконы Троицы, по имени которой и назван монастырь. Тихон выступает главным героем сочинения под названием «О поставлении и о начале обители Святыя Троицы в Туруханских пределах при устий реки, зовомыя Тунгуски», которое близко житийному жанру и свидетельствует о намерениях его канонизации. Особое место среди литературных памятников занимает «Житие Василия Мангазейского», представляющее тип так называемых «народных житий». В житии повествуется о «чудесах» и «явлениях» возле гробницы патронального святого. Есть предположение, что автором жития является сам Тихон. Данный комплекс литературных произведений говорит о влиянии на сибирских авторов XVII в. северорусских (демократических, по существу) литературных традиций.
Монастырь участвовал в христианизации местного коренного населения. Так, в 1880-х гг. игумен монастыря Мисаил распространял православие в далеком от монастыря Красноярском уезде. Туруханская православная миссия (основана при Троицком монастыре) состояла из двух священников и двух причетников (1850), имела походный храм. За 22 года просветительской деятельности миссионеры Туруханской православной миссии крестили в православную веру более 3 тыс. человек коренного населения.
С 1730 г. монастырь служил местом ссылки — религиозной тюрьмой. В 1827 г. в монастыре находился декабрист Н.С. Бобрищев-Пушкин. После закрытия монастыря в 1923 г. сохранившаяся без куполов Троицкая церковь использовалась для административных и хозяйственных нужд. В 1991 г. она передана православной общине села Туруханск и стала вновь действующей. С 1994 г. начато восстановление монастыря.
|