|
Дом Жако, Музей-квартира Исаака Бродского
На первом этаже дома Жако (№5) со стороны Итальянской улицы располагаются два ресторана - «Золотой Остап» и «Бродячая собака». Вход в первое заведение украшен монументальной работой главы местного союза художников и ректора Академии художеств Альберта Чаркина, мастера, претендующего в жизни города на роль, которую играет и Москве Церетели. Вход в ту, настоящую, «Бродячую собаку», которая находилась здесь в 1912-1915 годах, был во втором дворе дома. «Собака» - предшественник нынешних альтернативных клубов: здесь собиралась после окончания спектаклей артистическая богема. Молодые поэты всех направлений от Анны Ахматовой до Владимира Маяковского, художники, танцовщицы, люди театра имели существенные скидки: считалось, что в обмен они могут станцевать, прочесть стихи, устроить шумный скандал или сыграть капустник. С прочих посетителей - их презрительно называли «фармацевтами» - драли беспощадно. Место было чадное, и славой своей оно в значительной степени обязано мемуарам посетителей. В эмиграции или советском Ленинграде они ностальгически вспоминали о временах своей молодости, когда можно было выпить настоящего шампанского, посидеть за соседним столиком не с членом Союза писателей, а, например, с Николаем Гумилевым. Современное одноименное кабаре пытается эксплуатировать бренд, не имея на то никаких оснований. Деятелей актуальной культуры здесь не встретить, закрывается заведение рано, посетители - чиновники управления культуры и их гости.
В следующем здании - доме Голепищева-Кутузова (№3, архитектор Карл Росси) - расположен Музей-квартира Исаака Бродского. Плодовитый, профессиональный, работящий ученик Репина, вполне модный и буржуазный художник до революции, при большевиках он занял положение главного придворного живописца: дружил с Климом Ворошиловым, писал Ленина и Сталина («Ходоки у Ленина», «Ленин в Смольном». «Утро нашей Родины»). На вырученные гонорары, впрочем, Бродский собирал мирискусников. Очень приличное собрание - филиал Музея Академии художеств.
Когда-то Михайловский, ныне Малый оперный театр (№1) - один из трех сохранившихся в Петербурге императорских театров (архитектор Александр Брюллов, 1833). В Михайловском давали представления французы и немцы, Большой театр (позже - Мариииский) был предназначен для оперы и балета, Александрийский -для русской драмы. Театры различались также цветом кресел и занавеса: малиновый в Михайловском, голубой - в Мариинском, пунцовый - в Александрийском. Французская оперетта, составлявшая основу репертуара Михайловского театра, считалась зрелищем аристократическим и посещалась двором и гвардией. Ныне Малый оперный пребывает в тени Мариинки, - там бывают в основном иностранные туристы, для которых русский балет - часть турпакета.
|
|