|
Церковь Воскресения Христова
Станция метро «Балтийская» выходит на Балтийский вокзал (архитектор Крокау, 1857).И он, и соседний Варшавский вокзал (архитектор Петр Сальмонович, 186о) как-то особенно грязны и запущенны. Рядом с Варшавским вокзалом – церковь Воскресения Христова, по безобразию типичная для времени Александра 111. Храм, принадлежавший Всероссийскому Александро-Невскому братству трезвости, был центром борьбы с пьянством - бичом близлежащего рабочего района.
Оба вокзала выходят на Обводный канал - прилегающие к нему районы издавна имеют в Петербурге репутацию трущоб. Мощь и жуть пролетарской окраины особенно зримы, если идти по каналу от вокзалов налево, на запад. Впечатляет, в частности, монументальный комплекс главного производителя российских галош - Российско-Американской резиновой мануфактуры (сейчас «Красный треугольники) на Обводном канале, 136-138, - огромное мрачное строение из покрытого вековой грязью красного кирпича.
Станция метро «Нарвская» выходит на площадь Стачек. К югу от нее - обширный промышленный район Нарвская Застава с самым большим в городе Путиловским (Кировским) заводом. Застава - граница города. Поэтому именно здесь сооружены Нарвские триумфальные ворота. Первоначально они были построены в 1814 году для русской гвардии, возвращавшейся после двухлетней войны из побежденной Франции. Через 30 лет, в 1834 году, Нарвские ворота переделал архитектор Василий Стасов, и гвардия во главе с уже новым императором, Николаем 1, прошла под ними церемониальным маршем. На колонне высечены названия полков и частей, принимавших участие в наполеоновских войнах, и названия семи важнейших битв. Шестерка коней, несущих на воротах колесницу Марса, отлита по проекту Петра Клодта.
9 января 1905 года на площади Стачек была расстреляна самая многочисленная часть рабочей процессии. Люди шли к Зимнему дворцу вручить императору петицию о своих нуждах. На площади находился и священник Григорий Гапон, организатор шествия, закончившегося Кровавым воскресеньем. Для большевиков место было сакральным, поэтому именно здесь в 1920-1930-6 был сооружен единственный в Петербурге архитектурный ансамбль в стиле конструктивизма. Рядом со станцией метро - Кировский универмаг и фабрика-кухня на 15 000 обедов вдень (1931) и Дворец культуры имени Горького (архитекторы Александр Гегелло и Кричевский, 1927). За Дворцом культуры от проспекта Стачек отходит Тракторная улица. На ней в 1927 году было возведено 15 домов для рабочих. Это первый в Ленинграде опыт города-сада: в домах нет закрытых дворов, свободные пространства превращены в скверы. Архитектура для своего времени новаторская и вполне выдерживает сравнение с немецким баухаузом. На другой стороне проспекта Стачек, напротив Тракторной улицы, образцовая Школа имени 10-летия Октябрьской революции (архитектор Александр Никольский, 1927). Два корпуса здания образуют в плане серп и молот. В серпе - старшие классы, в молоте - младшие. В высокой башне помещается школьная обсерватория.
|
|