|
Аптекарская набережная
Улица Профессора Попова ведет вдоль решетки Ботанического сада к Аптекарской набережной. Оттуда открывается великолепный вид на индустриальную Выборгскую сторону. Вдоль Большой Невки вытянулись циклопические краснокирпичные заводские корпуса - особенно впечатляет похожая на трехбашенный замок фабрика «Невка» (ныне до «Красная нить»). Налево от Ботанического сада по Аптекарской набережной, в глубине участка перед строящимся домом, - небольшой обелиск, установленный на месте, где прежде была служебная дача министров внутренних дел России. В августе 1906 года здесь было совершено покушение на тогдашнего главу МВД и по совместительству премьер-министра Петра Столыпина. Трое эсеров-максималистов под видом жандармов проникли на дачу, но были разоблачены еще во дворе (у одного из них отклеился накладной ус). Тогда они взорвали себя; при этом погибло еще 29 человек и была тяжело ранена дочь Столыпина. Премьер-министр не пострадал. Обелиск в память погибших поставили в 1908 году (архитектор Роберт Марфельд).
По той же улице Профессора Попова можно вернуться на Каменноостровский проспект. На правой стороне его, в сторону Каменного острова, - несколько хрестоматийных памятников архитектуры начала ХХ века. Дом №61 с деревянными фахверковыми конструкциями, построенный Федором Лидвалем, стоит на углу улицы Чапыгина. Дома №63 и 65 по Каменноостровскому проспекту включены решительно во все путеводители по городу и учебники по истории русской архитектуры. Это одни из первых образцов нового русского палладианства. В отличие от Москвы, стиль модерн в его чистом виде (такой, как, например, у Федора Шехтеля) в Петербурге не прижился; в начале ХХ века в моду здесь входит ретроспективизм, интерес к российскому золотому веку от барокко до позднего классицизма. Эта мода возникла у художников из «Мира искусства», а затем проявилась и в поэзии (прежде всего у акмеистов), и в архитектуре. Дома №63 и 65 построены Владимиром Алексеевичем Щуко. который примыкал к мирискусникам, был классиком ретроспективной архитектуры, а затем вполне органично превратился в одного из основоположников сталинского ампира. Дом №65, известный как дом Маркова, является вариацией на тему лоджии Дель-Капитано - дворца, возведенного Андреа Палладио в Виченце. Щуко впервые в России применил для постройки доходного дома прием гигантского ордера - замкнутую систему полуколонн, вытянутых на высоту четырех этажей. Между ними - трехгранные эркеры. Дом №63 примечателен скульптурными барельефами модного в начале ХХ века скульптора Кузнецова.
|
|