|
Набережная Лейтенанта Шмидта
Бывшему мосту Лейтенанта Шмидта вернули его прежнее название - Николаевский, набережную же переименовать забыли. Здесь начинаются причалы, тянущиеся вдоль всего берега Большой Невы. Двух-, трехэтажные дома на набережной стоят «елочкой», повторяя контур береговой линии. Большинство из них сохранили свой вид с начала XIX века.
Старейшее в России Высшее военно-морское училище (когда-то Морской корпус, потом Училище имени Фрунзе), что между 11-й и 12-й линиями (№17), до революции было единственным учебным заведением, готовившим флотских командиров (включая Федора Ушакова, Павла Нахимова и Александра Колчака). Здание, построенное при Павле I Федором Волковым, венчает довольно пеленая цилиндрическая надстройка обсерватории. В 1873 году на набережной напротив училища поставили один из лучших петербургских монументов - памятник Ивану Крузенштерну (скульптор Иван Шредер). На постаменте - герб адмирала, изображающий «островитянина южных морей» и японца, вглядывающихся друг в друга, и надпись «Первому русскому плавателю вокруг света Ивану Федоровичу Крузенштерну от почитателей его заслуг». Крузенштерн - выпускник и долговременный директор Морского корпуса.
Дальше по набережной (№27/2) стоит церковь Успения Пресвятой Богородицы 1890-х годов, довольно аляповатая работа Василия Косякова в «русском стиле». Дом №43 - казармы лейб-гвардии Финляндского полка, единственной гвардейской части, стоявшей на острове. Закапчивается набережная зданием Горного института - шедевром Воронихина (1811). Это дорический храм с двумя скульптурными группами на тему «Не надо ждать милости от природы, взять их - наша задача»: Геркулес удушает Алтея, а Аид похищает Прозерпину. Интересны интерьеры Колонного зала и Зала кариатид, двор с чугунными сфинксами, отличный геологический музей. Среди выпускников - писатель Андрей Битов и спикер Совета Федерации Сергей Миронов. Рядом с Горным институтом причален к набережной музей-ледокол «Красин», построенный в Англии флагман русского и советского полярного флота первой половины ХХ века.
|
|